I. Общие положения
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной
программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования;
к
структуре основной образовательной программы начального общего образования, в
том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и
их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к
условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам,
структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального
общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени
начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей
с ограниченными возможностями здоровья.
3.
Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на
ступени начального общего образования.
4.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего
образования составляет четыре года.[3]
5. Стандарт разработан с учетом региональных,
национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
6. Стандарт направлен на обеспечение:
равных возможностей получения качественного начального
общего образования;
духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития
гражданского общества;
преемственности основных образовательных программ
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования;
сохранения и развития культурного
разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской
Федерации, права на изучение
родного языка,
возможности получения начального общего
образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
единства образовательного пространства Российской
Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов
образовательных учреждений;
демократизации образования и всей образовательной
деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного
управления, расширение возможностей для реализации
права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания,
методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм
образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной
среды образовательного учреждения;
формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования, деятельности
педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий для эффективной реализации и освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего образования,
в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся,
в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных
условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной
экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе
толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального
проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
ориентацию на результаты
образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности
обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и
основной результат образования;
признание решающей роли
содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и взаимодействия участников
образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и
познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения для определения целей образования и
воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности
дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего
образования;
разнообразие организационных
форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных
детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия
со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования, что
и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего
образования осуществляется:
становление
основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности –
умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных
норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление
физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных
характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий
свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и
принимающий ценности семьи и общества;
любознательный,
активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий
основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий
правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Полностью ознакомиться с полным текстом документа - необходимо скачать файл.
Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об
образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст.
6070)
При этом при реализации основных образовательных
программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть
установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты
(пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
Нормативный срок освоения основной образовательной
программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии)
|